Проведение функционального анализа
Функциональным анализом называется процесс выявления и описания всех функций анализируемой системы (подсистемы), а также определение компонентов, отвечающих за выполнение этих функций.
В процессе анализа пользователь LSS формирует в БД АЛП логистическую структуру функций (ЛСФ), состоящую из элементов, соответствующих функциям изделия. ЛСФ используется для:
- выявления полноты и непротиворечивости функций системы;
- выполнения АВПКО;
- описания выполняемых функций при подготовке ЭТД.
Система LSS позволяет построить ЛСФ в виде иерархического дерева элементов, показывающего декомпозицию функций. Например, функцию «Поддержание комфортных условий для пассажиров и экипажа» системы кондиционирования воздуха можно декомпозировать на «Поддержание комфортной температуры воздуха» и «Поддержание определенного давления».
Каждому элементу ЛСФ присваивается уникальный код — логистический контрольный номер (ЛКН).
Для каждого элемента ЛКН формируется как совокупность ЛКН вышестоящего элемента и собственного числового номера. Количество символов ЛКН на каждом уровне разукрупнения может быть настроено пользователем.
Для каждой функции может быть указан перечень фаз миссии, на которой она выполняется (например «Взлет», «Полет», «Посадка»). Интенсивность отказов каждой функции может быть задана пользователем либо рассчитана на основе данных об отказах связанных элементов, выполняющих функцию.
Создание логистической структуры Изделия
LSA Suite позволяет отобразить логистическую структуру изделия (ЛСИ) в виде иерархического дерева, показывающего входимость конструктивных элементов, аналогично дереву функций В ЛСИ должны быть включены все элементы-кандидаты на проведение логистического анализа. Перечень элементов-кандидатов для анализа может быть получен в процессе интеграции с системой управления данными об изделии, в частности PDM Step Suite или Teamcenter Engineering.Результаты выполнения АЛП (значения параметров надежности, результаты АВПКО, MSG3-анализа, расчета периодичности обслуживания и потребного количества запчастей) помогают пользователю принять решение о том, что данный элемент не нуждается в дальнейшем анализе и должен быть исключен из перечня элементов-кандидатов и ЛСИ.
Элементы ЛСИ идентифицируются с помощью ЛКН. Если ЛСИ формируется согласно разбивке самолета на системы и подсистемы по АС 1.1.S1000DR, LSA Suite позволяет отображать ЛКН элементов в формате «XX-XX-XX-…», аналогичном кодированию по данной спецификации или ATA 2200.
LSA Suite позволяет установить связи между элементами ЛСФ и ЛСИ.
Эти связи указывают:
- какой набор конструктивных элементов "отвечает" за выполнение каждой функции;
- в выполнении какого набора функций участвует каждый конструктивный элемент;
- в процессе АВПКО позволяют установить, отказы каких конструктивных элементов приводят к функциональным отказам системы.
Эти данные также позволяют выявить недоработки конструкции изделия:
- наличие функций, "не закрытых" конструктивными элементами;
- наличие конструктивных элементов, не выполняющих ни одной функции;
- отсутствие в ЛСФ необходимых функций.
Проведение анализа видов, последствий и критичности отказов (АВПКО)
Система LSA Suite позволяет проводить анализ видов и последствий отказов (АВПО) и анализ видов, последствий и критичности отказов (АВПКО) согласно ГОСТ 27.310-95.
Процедура АВПО/АВПКО включает в себя:
- Ввод информации обо всех возможных видах отказов изделия и его компонентов.
- Выделение возможных видов отказов на разных уровнях структуры.
- Прослеживание причинно-следственных связей, обусловливающих возникновение отказов и возможных последствий отказов на данном и вышестоящих уровнях.
- Качественную (АВПО) и количественную (АВПКО) оценку и ранжирование отказов по тяжести их последствий.
- Анализ только элементов, включенных в ЛСФ. Этот вид анализа позволяет выявить наиболее критичные с точки зрения надежности функции системы.
- Анализ только элементов, включенных в ЛCИ. Позволяет выявить наиболее критичные конструктивные элементы системы.
- Анализ с использованием «смешанного дерева» ЛСФ и ЛСИ. В этом случае считается, что на верхних уровнях дерева заданы функции системы или подсистемы, которые декомпозируются элементами ЛСИ, задействованными в их выполнении.
Анализ позволяет определить критичность как функций системы, так и конструктивных элементов.
В результате анализа для критических элементов назначаются приоритеты компенсирующих и корректирующих действий. В режиме АВПКО рассчитываются также численные показатели критичности элементов.
Данные о надежности элементов ЛСИ и видах их отказов могут быть импортированы из систем анализа надежности, в частности RAM Commander.
Разработка программы планового технического обслуживания
LSA Suite реализует спецификацию по разработке программы планового технического обслуживания (ТО) AC 1.1.MSG-3-2008 / ATA MSG-3 Revision 2007.1
LSA Suite реализует все разделы спецификации, в частности:
- Методика анализа функциональных систем и силовой установки;
- Методика анализа конструкции;
- Разработка программы зонных осмотров;
- Методика анализа защиты от молнии и электромагнитных полей высокой интенсивности (L/HIRF).
LSA Suite поддерживает процесс гармонизации сертификационных требований к ТО (CMR) и результатов анализа по MSG-3 при разработке программы ТО
Результаты выполненного анализа могут быть использованы в качестве доказательной документации в процессе сертификации программы планового ТО в EASA и для последующей разработки детального регламента технического обслуживания.
Описание технологических процессов обслуживания
LSA Suite позволяет разработать детальное описание технологии выполнения работ технического обслуживания. В том числе, технология:
- Осмотра, замены или ремонта, исходя из разработанной программы планового ТО;
- Выполнения неплановых работ для устранения случайных отказов.
Для описания некоторого законченного действия над определенным элементом логистической структуры в LSA Suite служит объект 'Задача обслуживания'.
При описании задачи обслуживания пользователь LSS может указать несколько групп параметров:
- Идентификационная и справочная информация (обозначение, наименование, какие зоны и места доступа используются, какой уровень ремонта.и т.д.);
- Условия выполнения задачи (плановое выполнение с заданной периодичностью, либо при возникновении случайного отказа);
- Перечень шагов, которые требуется выполнить в задаче обслуживания;
- Перечень материальных и трудовых ресурсов.
К материальным ресурсам относятся следующие объекты, которые могут быть выбраны из настраиваемых справочников:
- Запчасти;
- Материалы;
- Вспомогательное оборудование;
- Инструменты;
- Объекты инфраструктуры.
В качестве трудовых ресурсов для задачи обслуживания может быть задан перечень исполнителей определенных специальностей с указанием расчетной трудоемкости.
Для формирования типового регламента планового ТО LSA Suite позволяет группировать плановые работы. Для описания такой группировки в LSA Suite служит объект 'Процедура обслуживания'. Условием группирования в LSA Suite могут быть:
- календарное время (одинаковая периодичность выполнения в днях, месяцах и т.д.);
- наработка Изделия (одинаковая периодичность в летных часах, километрах и т.п.);
- определенное условие ('перед полетами', 'между полетами' и т.д.).
Перечень атрибутов задач ТО, процедур и прочих объектов модели данных приведен в методических указаниях Анализ логистической поддержки изделий авиационной техники. Словарь данных. (ссылка на dict.pdf из раздела Научно-методические указания)
Описание технологии выполнения работ может быть передано в систему разработки электронной эксплуатационной документации.
На основе описания технологии выполнения работ по ТО и расчета потребности в запасных частях могут быть рассчитаны прямые затраты на эксплуатацию (DMC) Изделия.
Расчет потребности в запасных частях
LSA Suite позволяет рассчитать параметры непланового материально-технического обеспечения (МТО).
На основе статистических данных об элементах ЛСИ и анализа критичности могут быть рассчитаны:
- Объем начального запаса запасных частей;
- Минимальный запас на срок доставки зап. части;
- Объем партии поставки запасных частей на время между заказами.
Расчет прямых затрат на техническое обслуживание (DMC)
LSA Suite позволяет рассчитать прямые затраты на техническое обслуживание (DMC) Изделия:
Структура затрат включает в себя:
- Затраты на регламентированное ТО (оперативное и периодическое);
- Затраты на плановые замены;
- Затраты на неплановое ТО.
C другой стороны, затраты на ТО могут быть проанализированы по следующим статьям:
- Персонал;
- Материалы;
- Наземное оборудование и инструмент;
- Запчасти;
- Ремонт.
Диаграммы роста суммарных расходов позволяют выявить периоды значительного роста затрат на техническую эксплуатацию (связанных, например, с одновременным окончанием срока службы комплектующих и выполнением трудоемкой формы обслуживания).
Диаграммы роста суммарных расходов позволяют выявить периоды значительного роста затрат на техническую эксплуатацию (связанных, например, с одновременным окончанием срока службы комплектующих и выполнением трудоемкой формы обслуживания).
Распределении затрат по системам Изделия позволяет выявить, какое оборудование вносит наибольший вклад в стоимость планового или непланового технического обслуживания.
Распределение трудоемкости по видам работ позволяет выявить наиболее трудоемкие виды обслуживания и включить в состав СНО необходимое оборудование и инструмент.